31 АВГУСТА 2006   www.ip-online.ru



Подписка на журнал

Реклама  |  О проекте  |  Контакты

Поиск

Правила  |  Регистрация  |  Вход


ИМЕЕШЬ ПРАВО


Тайная мобилизация

"ИП" и агентство Nextep продолжают уникальную акцию "Таинственный покупатель". Несмотря на горячее время отпусков нашим агентам...




РАССЛЕДОВАНИЕ

09.08.2006  |  Андрей Гулютин

Комментарии: 3

Лично в руки




Богатые курьеры

Слово «курьер» - от французского courrier, которое происходит, в свою очередь, от латинского curro, что значит «бегу»

В древности услуги гонцов были доступны лишь знати. Слово courrier для обозначения профессии начало использоваться с 18 мая 1863 года (в тот день в 19 французских городах были открыты центры по сбору частной корреспонденции).

Экспресс-доставка в виде, близком к современному, появилась в США. В 1907 году американская, в те времена автотранспортная, компания UPS впервые стала перевозить мелкие грузы из магазинов, цветочных лавок и почтовых отделений. Спустя почти 40 лет опыт UPS решил перенять австралиец Кен Томас, основавший в 1946 году компанию TNT.

Ставка этого перевозчика была сделана на регулярное сообщение между городами, а другим новшеством Томаса стало уведомление о доставке. В итоге к концу 1960-х UPS и TNT уже безраздельно властвовали, но первая - в Америке, вторая - в Европе. Обе компании использовали в основном наземный транспорт.

Революция в курьерском бизнесе произошла в 1969 году, когда у трех калифорнийских бизнесменов - Адриана Дэлси, Ларри Хиллблома и Роберта Линна - возникла идея перевозить документы и грузы самолетами. Нововведение позволяло не ограничивать масштаб курьерской сети даже отдельным материком. Учредив компанию DHL (название было составлено из первых букв их фамилий), предприниматели пустили развитие рынка экспресс-доставки по новому пути.

В 1980-1990-х интернет дал толчок для развития тысяч мелких курьерских служб по всему миру. Лидируют на рынке, впрочем, все те же.

Ваш маршрут

Любая достаточно крупная служба экспресс-доставки дает возможность своим клиентам делать заказы через интернет, а иногда и следить через сеть, как исполняется заказ

Компания TNT, например, пользуется специальной программой Express Shipper. Она позволяет, не подходя к телефону, вызвать курьера, заполнить накладную и отслеживать «путешествие» отправления. При вводе номера накладной вам будет сообщено, где сейчас находится ваша посылка. Программу можно скачать с сайта компании бесплатно.

Акула курьером

В этом году компания UPS, как рассказал «ИП» глава ее российского отделения Иван Шацких, перевезла из Тайваня в США двух самок китовых акул длиной в 3,4 и 4,3 метра

В Аквариуме штата Джорджия акулы Элис и Трикси стали подругами двух уже обитавших там самцов китовой акулы - Ральфа и Нортона. Для транспортировки самых крупных на Земле рыб компании UPS пришлось полностью переоборудовать грузовой отсек собственного «Боинга-747», чтобы обеспечить сохранность специальных контейнеров, оснащенных сложной системой жизнеобеспечения,- в них были помещены морские обитатели. Уникальный груз на протяжении всего пути сопровождала команда ветеринаров. Для UPS это не первый такой опыт: в ноябре прошлого года служба транспортировала четырех белых китов и более 40 контейнеров в тот же аквариум.

Передвигаться по мегаполису сегодня все труднее. При этом забот меньше не становится: то передать что-нибудь друзьям нужно, то забрать справку из госучреждения. Помочь занятым москвичам берется полсотни столичных служб экспресс-доставки. Среди них как курьеры с мировым именем, так и мало известные компании. Когда и к каким службам имеет смысл обращаться, выяснял корреспондент «ИП» Андрей Гулютин


Отыскать различия между почтой и экспресс-доставкой довольно непросто. «Это разные названия одного и того же процесса,- говорит ИП генеральный директор DHL в России Франк-Уве Унгерер.- В отличие от почты мы не наклеиваем на отправляемый товар марки, а к каждому грузу идет своя накладная».

Впрочем, марки - это еще не все: большинство служб экспресс-доставки сознательно избегает слова «почта», потому что, как объяснила ИП руководитель службы маркетинга компании «Сити экспресс» Наталья Савина, «почта у всех ассоциируется с долгими очередями, медленными и некомпетентными сотрудниками и вскрытыми по нескольку раз отправлениями».

В потребительском же отношении, если речь идет о пересылке чего-то по городу, главное отличие курьерской доставки от почтовой в том, что вам не надо ходить со своим документом или посылкой в некое почтовое отделение. Курьер приедет к вам сам - и он же, а не неизвестный вам почтальон, вручит передачу адресату лично в руки. И сроки доставки другие. Если прибегнуть к услугам ФГУП «Почта России», то даже заказные письма и бандероли, не говоря уже об обычных, могут идти по Москве несколько дней. Службы экспресс-доставки обещают выполнить такой заказ максимум на следующий день. А иногда, если надо срочно, даже в течение двух часов с момента вашего звонка.

Курьерские услуги для частных граждан появились у нас еще на заре перестройки. В 1986 году свое представительство в Москве открыл крупнейший мировой оператор - немецкий DHL, вскоре его примеру последовали американский UPS и голландский TNT.

Однако бурно развиваться рынок экспресс-доставки начал в последние три года, прирастая ежегодно, по оценке Министерства информационных технологий и связи РФ, на 35-40%. Если в 1999 году «сегмент курьерской почты» оценивался всего в $15 млн, то нынешний его объем составляет более $350 млн. И основную массу услуг населению оказывают отечественные курьерские службы - на западные же гиганты, по оценке аналитиков, приходится не более трети объемов. Оно и понятно: наши фирмы берут за доставку значительно дешевле.

В интересах гражданина

Практически ни одна из пяти десятков фирм экспресс-доставки, представленных на московском рынке, не работает исключительно с частными лицами.

Однако если у российских компаний, как считает Министерство информационных технологий и связи, 40% клиентов - именно физлица, то иностранные перевозчики обслуживают в основном организации. Хотя, конечно, не откажут в перевозке посылки любому гражданину. «От частных клиентов к нам поступает только каждый пятый заказ, но и их мы обслуживаем - как в Москве, так и по всей России»,- рассказывает Франк-Уве Унгерер. Именитые иностранные фирмы не очень огорчены тем, что граждане зачастую предпочитают им российские фирмы: курьерская доставка личных отправлений - лишь одно, причем не самое главное направление их бизнеса, основу которого составляют перевозки больших грузов. И не по Москве, а по всему миру. У той же DHL, к слову, 250 собственных самолетов.

Столичный же рынок можно условно разделить на три сегмента. Помимо упомянутых крупных «иностранцев» это большие российские компании, такие как «Сити экспресс», Pony Express, «Зест-экспресс», предоставляющие услуги по России и ближнему зарубежью. Третья группа - десятки компаний, осуществляющих деятельность лишь в пределах города.

Цены на услуги сильно разнятся в зависимости от размера фирмы: «иностранцы», как правило, берут вдвое больше, чем крупная российская компания, и втрое больше - чем мелкая. Стоимость услуги любой компании зависит от срочности доставки, веса и иногда ценности груза. Например, доставка не особо ценного отправления весом до 1 кг в черте города в срок до четырех часов в «Сити экспрессе» обойдется в 420 руб.

А подобная услуга в компании поменьше, например в «Курьер экспресс сервисе»,- в 300 руб. В DHL же, равно как в UPS и TNT, за такую быструю доставку вообще не возьмутся, а передача посылки на следующий день будет стоить заказчику от 700 руб.

В целом же услуги доставки по Москве курьерские службы разделяют так. Сверхсрочной считается доставка за два часа с момента поступления заказа, срочной - за четыре часа. Дешевле обойдется получение адресатом посылки в течение суток. В некоторых компаниях предусмотрен и экономичный вариант, когда отправление путешествует по столице несколько дней. Но последняя услуга почти не востребована, поскольку клиентам непонятно, почему такая доставка называется «экспресс». Тем более что для россиян, вызывающих курьера, как правило, значение имеет не низкая цена, а качество услуги. Согласно исследованию рынка доставки по России, проведенному в 2005 году российским брэндинговым агентством Interbrand Rusconsulting, среднестатистический клиент курьерской компании в первую очередь оценивает сохранность грузов, скорость и точность доставки, а уж потом - стоимость услуг. И неудивительно: типичный клиент курьерской фирмы имеет достаток выше среднего. Низкооплачиваемые слои населения возят свои вещи по городу сами, а за его пределы что-либо отправляют редко.

Обычные и не очень

Самая популярная услуга курьера - это, конечно, доставка корреспонденции «от двери до двери». «Основной объем заказов - доставка конвертов с документами,- рассказывает ИП глава «Сити экспресса» Андрей Княжинский.- На втором месте - небольшие хрупкие предметы, которые клиент боится доверить почтовым службам. Следующее направление - доставка грузов весом до центнера: они тяжелы для почтовых отправлений, но не настолько, чтобы обращаться с ними в транспортные компании».

Некоторые компании помимо веса вводят также ограничения по обхвату и длине: например в UPS - 330 см и 270 см соответственно.

А вот характер грузов может быть самый разный. Генеральный директор UPS в России Иван Шацких рассказал ИП, что однажды его служба доставляла компьютеры, купленные через интернет российскими космонавтами, находившимися в тот момент на МКС, к ним домой, в Звездный городок. «Это была первая в мировой истории покупка из космоса»,- подчеркнул господин Шацких. Кроме того, курьеры UPS доставили медали российским призерам Олимпиады в Сиднее, которые те по разным причинам не получили сразу после соревнований. «Нашими руками преподносились подарки многим известным людям - например, шахматы для президента,- гордится глава российского UPS.- А еще мы вовремя доставили для Оксаны Федоровой платье, в котором она победно выступила на конкурсе «Мисс мира»».

Однако если спуститься из космоса на землю, выяснится, что западные фирмы решают далеко не все практические вопросы, связанные с доставкой. Типичный пример услуги, за которую берутся только некрупные курьерские фирмы,- отправиться на почту и разослать большое количество корреспонденции (кому приходилось отправлять заказные письма, знают, сколько это времени занимает). Нелепо оплачивать время дорогостоящего курьера UPS, чтобы он рассылал российской почтой письма. Логичнее уж заказать американской почте их доставку из города в город. А главное - «западники» за это просто не возьмутся, как и за многие другие поручения, предполагающие выдачу курьеру наличных денег под отчет.

Впрочем, и в российских компаниях всегда нужно выяснять, практикуется ли подобная услуга.

Деньги и доверие

Вот житейская ситуация: у менеджера, привязанного к своему офису, сломалась, скажем, бензокоса. Тратить законный выходной на ремонт косы, вместо того чтобы созерцать траву на даче, ему не хочется. Отвезти сломанную вещь в ремонт и потом забрать ее оттуда - вот что славно было бы поручить курьеру.

Просто отвезти или забрать - за это возьмется любой курьер. Но ни одна из десятка компаний, обзвоненных корреспондентом ИП, не вызвалась решить проблему «под ключ», то есть самостоятельно выяснить, где ремонтируют, обсудить условия. Эти вопросы заказчик должен решать сам.

Дальше - вопрос оплаты. Отвезти полученные от вас купюры в мастерскую не возьмутся не только западные службы, но также многие наши фирмы - «Сити экспресс», например. Хотя наличные за собственные услуги все они берут легко. С помощью курьеров этих компаний вы сможете отремонтировать вещь лишь в мастерской, услуги которой можно оплатить по интернету либо другим безналичным способом.

Впрочем, ряд курьерских компаний, например «Зест-экспресс», не боится брать у клиентов деньги под отчет. Курьер оставит вам расписку, а потом отчитается чеками. За вручение ремонтникам (помимо бензокосы) суммы до 1 тыс. руб. курьер, как правило, ничего «сверху» не попросит. Если денег потребуется передать больше, придется доплатить и доставщику. Хотя это (как и сама возможность предоставления услуги) обсуждается особо.

Другой тонкий вопрос, подлежащий специальному выяснению,- может ли курьер получить некие ваши справки и документы. Как известно, очереди в госучреждениях - страшный сон любого москвича. П

о словам гендиректора «Сити экспресса» Андрея Княжинского, именно получение документов в госорганах является самой востребованной из «нетрадиционных» курьерских услуг. «Для нас привычное дело - передача документов, например, в налоговую инспекцию»,- говорит господин Княжинский.

В ряде служб курьер может не только с удовольствием посидеть вместо вас в очереди (ведь каждый час его ожидания вы оплачиваете - это стоит минимум 30 руб.), но выступить от вашего имени по доверенности (опять же, конечно, это не касается DHL, TNT, UPS). В «Сити экспрессе» корреспонденту ИП объяснили, что курьер компании может сходить с клиентом к нотариусу и оформить доверенность. Искать подходящего нотариуса вам придется самому, а за то, что курьер с вами съездил, он возьмет те же деньги, что за самую срочную перевозку минимального груза по Москве. Впрочем, тут возникает некая коллизия: курьеры «Сити экспресса» могут получить что угодно по доверенности, однако компания запрещает ему ставить подпись под чем бы то ни было - а без этого справки выдают не всегда.

Зато, скажем, в компании «Курьер экспресс сервис» так не осторожничают: ее сотрудники и по доверенности работают, и распишутся где надо. Но - другой минус - ни за что не станут стоять в очередях.

Все сразу обещает сделать, например, курьерская служба «А семъ» - и очень дешево. Помимо доставки (180 руб. в один конец) с вас там возьмут почасовую надбавку в 30 руб. за каждый час «простоя» курьера. Причем первый час он «отстоит» бесплатно.

В общем, подобные вопросы каждая компания решает посвоему. А для деликатных дел лучше иметь проверенного курьера.

«Клиенты иногда заказывают себе курьера, с которым уже сотрудничали, к которому прониклись доверием»,- рассказывает Андрей Княжинский.

Со «своим» курьером можно отдельно обсудить и «сверхскорость» доставки, и особую упаковку или охрану корреспонденции. Что же касается контроля качества услуги - нелишне знать ряд общих правил.

Лицензия на доставку

Для работы в сфере экспресс-доставки компании требуется лицензия Россвязьнадзора. Но она настолько недешева и непроста в получении, что, к примеру, курьерские службы большинства российских интернет-магазинов ее не приобретают. И работают как многие другие фирмы - фактически незаконно.

Впрочем, при передаче писем и мелких посылок разницы в качестве обслуживания между лицензированной и «неофициальной» компанией потребитель может и не заметить. Однако если вам требуется отправить или заказать чрезвычайно ценный предмет, специалисты советуют справиться о наличии лицензии у службы доставки.

Проблем, с которыми может столкнуться клиент при обращении в службу экспресс-доставки, на самом деле всего три: попадание груза к адресату не вовремя, в испорченном виде или же вообще пропажа посылки. Полностью исключить такие случаи, конечно, не могут и именитые компании со всеми лицензиями. При просрочке доставки компании просто вернут вам часть денег, пересчитав доставку по более «долгому» и, соответственно, дешевому тарифу. Если же в результате опоздания случилось что-то серьезное - скажем, сорвалась важная сделка,- доказывать, что вы упустили большую выгоду, и требовать у доставщика компенсации вам, скорее всего, придется в суде. «При достаточных доказательствах упущенной выгоды перспективы выиграть дело велики,- говорит ИП адвокат столичной коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов.- Если только фирма не докажет, что опоздание было вызвано форсмажорными обстоятельствами. Добиться же возмещения морального вреда, как и во всех подобных случаях, гораздо сложнее».

По словам юриста, Гражданский кодекс однозначно возлагает ответственность за сохранность груза на перевозчика.

В ряде компаний, впрочем, так не считают.

«Если вы не застраховали груз, то в случае его потери мы возвратим только стоимость доставки и осуществим повторную доставку бесплатно»,- признался ИП Андрей Княжинский из «Сити экспресса».

По его мнению, достаточным основанием для такой позиции является то, что фирма предупреждает о ней клиента заранее, а прибегать к услугам фирмы или нет - дело хозяйское.

Иностранцы в этом вопросе более щепетильны. Как объяснил ИП Франк-Уве Унгерер из DHL, процедура оценки груза в случае переправки его через границу проводится обязательно, а при перевозках внутри России - по желанию клиента.

И в случае порчи или утраты груза компания возмещает его стоимость соответственно этой оценке. «Если же груз не был оценен и пострадал по нашей вине, мы сами рассчитываем его рыночную стоимость для компенсации ущерба,- говорит господин Унгерер.- Для этого клиенту необходимо обратиться в наш отдел по развитию бизнеса, который занимается отслеживанием отправки на всех ее стадиях».

Впрочем, о рыночной стоимости, если этот вопрос не поднимет пострадавший клиент, по умолчанию станут задумываться отнюдь не все западные компании. «Мы придерживаемся правил Варшавской конвенции 1924 года и Гаагского протокола 1955 года, которые определяют ответственность перевозчика за утрату, повреждение или задержку груза следующим образом: воздушная перевозка - $20 за килограмм, перевозка автомобильным транспортом - $10 за килограмм»,- говорит ИП генеральный директор TNT Express в России Харро Ван Граафейланд.

Так или иначе, все крупные доставщики рекомендуют застраховать ценный груз и сами предлагают эту услугу по соглашению со своими партнерами-страховщиками. Цена страховки, конечно же, зависит от стоимости груза, определяемой страховщиком. Как правило, это 1-5%. Цена страховки груза стоимостью свыше $50 тыс., равно как и в тех случаях, когда вы не согласны с оценкой посылки, оговаривается особо. И, конечно, не по телефону.


В ЖУРНАЛЕ

31.08.2006  |  Финансы

Лишний билетик ( 0 )

Еще несколько лет назад сыграть в лотерею в Москве было не сложнее, чем съесть мороженое: и то, и другое предлагалось на каждом углу....

Далее...


30.08.2006  |  Недвижимость

Земля на воле ( 0 )

С 1 сентября в России объявляется так называемая «дачная амнистия»: землевладельцы получают право в упрощенном порядке...

Далее...


30.08.2006  |  Образование

Школьные перемены ( 0 )

Новый учебный год станет новым во многих смыслах. Родителям придется больше платить за формально бесплатное обучение в государственных...

Далее...


30.08.2006  |  Медицина

Маньяк поневоле ( 0 )

Британский бизнесмен, у которого обнаружили опухоль в горле, согласился на предложенное врачами новое лекарство. Он не знал, что этот...

Далее...


30.08.2006  |  Транспорт

Взять покататься ( 1 )

Кто-то отправляется на отдых за границу с одной целью: пролежать весь отпуск на пляже или просидеть в баре. Кто-то, напротив, старается...

Далее...


КОММЕНТАРИИ

1  |  Ткаченко Сергей

19.08.2006, 19:06

У нас в компании постоянно менялись курьеры. Все уходят, тяжелая работа....
Теперь пользуемся специальными частными агенствами, вроде все довольны.


2  |  Stilor

24.08.2006, 11:58

У вас в картинку очепятка не закралась?
А то получается, отправить посылку в 10кг с доставкой за 2 часа в ситиэкспрессе стоит дешевле (650р), чем письмо (900р). Прямая выгода - приложить к письму пару-тройку кирпичей :)


3  |  Имеешь Право, Андрей Гулютин, корреспондент

24.08.2006, 15:43

Stilor, да, вы абсолютно правы, спасибо за внимательность. Безусловно, это опечатка. Стоимость посылки с доставкой в 2 часа - 1500, в 4 - 650. То есть, цифры поменялись местами.


Для добавления сообщения, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите на сайт.


РАССЛЕДОВАНИЕ

09.08.2006

Рваная сеть

Раньше для выхода в интернет из дома мы использовали телефонные линии. Сегодня провайдеры предлагают...

Подробнее...


09.08.2006

Деньги с ветерком

При покупке автомобиля большинство россиян смотрят лишь на ценник в автосалоне, не задумываясь о том,...

Подробнее...


09.08.2006

В целости и сохранности

Службы доставки с мировым именем возят по Москве посылки медленнее, чем российские компании, а ценят...

Подробнее...

РУБРИКИ

Анкета

Эксперт

Очная ставка

Акция

Расследование

Вердикт

Пропаганда

Явление

Альтернатива

Инструкция

Бойцовский клуб

Личный опыт

Умник недели


ПОЖАЛОВАТЬСЯ

ЛИШНИЙ БИЛЕТИК ЗЕМЛЯ НА ВОЛЕ ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ МАНЬЯК ПОНЕВОЛЕ ВЗЯТЬ ПОКАТАТЬСЯ МОЯ ИГРА


Подписка  |  Реклама  |  О проекте  |  Контакты  |  Поиск


Rambler's Top100

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Мнения оставленные на сайте посетителями, являются исключительно личным мнением посетителей и могут не совпадать с мнением редакции.