24 ЯНВАРЯ 2007   www.ip-online.ru



Подписка на журнал

Реклама  |  О проекте  |  Контакты

Поиск

Правила  |  Регистрация  |  Вход


ИМЕЕШЬ ПРАВО


Миссия: выполнена

Почти год мы исследовали уровень сервиса в различных московских предприятиях. Настало время подвести итоги и наградить самых...




БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ

02.11.2006  |  Сергей Мелехов

Комментарии: 3

Черное дело


Портрет на груди

Изображения на футболках зачастую становились поводом для судебного разбирательства

К примеру, родственники Че Гевары отсудили у различных компаний десятки тысяч долларов за незаконное использование портрета революционера. Последний судебный процесс состоялся в январе 2006 года: парижский суд приговорил швейцарскую фирму Custom diffusion к штрафу в 65 тыс. евро в пользу родных команданте Че за распространение футболок с его изображением.

Другие картинки на футболках тоже бывают предметом судебных споров. В декабре 2005 года американскому школьнику Крису Скиано из штата Пенсильвания в судебном порядке разрешили носить в школе футболку с портретом президента Буша и надписью «Международный террорист». Школьный охранник потребовал, чтобы молодой человек снял эту майку. Однако Скиано отказался, заявив, что требование противоречит первой поправке к конституции США, которая гарантирует свободу слова. Школьника поддержала в суде правозащитная организация American Civil Liberties Union. После решения суда администрация учебного заведения признала, что футболка, хотя и является «потенциально оскорбительной», не нарушает установленного в школе дресс-кода, так как «не имеет отношения к сексу, наркотикам, этнической дискриминации или ругательствам».

Примерно в это же время Верховный суд России встал на защиту вологодского предпринимателя, торговавшего майками с изображением семилистника конопли. Ранее бизнесмен был оштрафован на 4 тыс. руб. за пропаганду наркотиков. На майках, продававшихся в его магазине, имелись надписи «СССР - Собирай, Суши, Сворачивай, Раскуривай» на фоне карты Советского Союза и «Что посеешь, то и покуришь» на фоне листа конопли. Верховный суд не нашел в действиях коммерсанта состава преступления.

Владелец южноафриканской фирмы Джастин Норс добился в суде права выпускать футболки с шутливыми рисунками, пародирующими всемирно известные брэнды. Суд решил, что право на свободу слова значительно важнее, чем защита торговой марки от насмешек


Джастин Норс родился в Йоханнесбурге в 1978 году. Окончив школу, он поступил в университет, учился на журналиста. Во время учебы Джастин с товарищами развлекался тем, что остроумно переделывал слоганы из рекламных кампаний известных брэндов, после чего наносил получившиеся лозунги на футболки. Среди однокурсников футболки Норса пользовались популярностью. Этот успех и натолкнул будущего журналиста на мысль организовать фирму, производящую одежду со смешными слоганами.

В 2001 году вместе со своим другом Крисом Верридждтом он зарегистрировал фирму Laugh it Off («Пошути над этим»).

Непристойные футболки

За два года существования компании шесть фирм угрожало Норсу судом. Среди них, в частности, была компания Lego. Вместо названия известного производителя детских игрушек Джастин разместил на футболках слово Legover (буквально - «ногу выше») и пару собранных из конструктора человечков в весьма двусмысленных позах. Не меньший резонанс имела надпись на футболках, посвященная производителям Red Bull: вместо слогана Red Bull gives you wings («Красный бык окрыляет») была нанесена надпись Dead Bull gives you mince («Мертвый бык дает фарш»).

Самый большой скандал вызвала пародия на рекламу солидного кредитного учреждения Standard Bank, девизом которого были слова «Проще. Лучше. Быстрее». Джастин заменил слово Bank на Wank, что означает «онанист», после чего слоган приобрел иной смысл.

По словам Норса, 30 из 100 футболок, выпущенных с такой надписью, были куплены служащими этого банка.

Всякий раз обиженные компании обещали закрыть Laugh it Off, однако не очень большие тиражи непристойных футболок, немедленное прекращение их производства после подачи жалоб, а также нежелание вызвать резонанс приводили к тому, что к суду Джастина не привлекали. Такое положение вещей сохранялось до начала 2003 года, когда Норс встал на пути одного из ведущих мировых производителей пива - компании South African Breweries (SAB).

Пиво и политика

На этот раз Джастин решил поиздеваться над знаменитым продуктом компании - пивом Carling Black Label. В оригинале на этикетке этого напитка значилось следующее: «Соблазнительное и игривое американское пиво Carling Black Label, которым наслаждаются мужчины по всему миру».

Норс решил сыграть на фонетической близости слов label (этикетка) и labour (труд), а также на том, что вЮАР тема притеснения негров до сих пор актуальна. Laugh it Off выпустила красные футболки, на которых были картинки, похожие на этикетки Carling, и на них имелась надпись: «Черный труд, белый стыд. Соблазнительная и игривая эксплуатация в Африке с 1652 года. Полное отсутствие уважения во всем мире». Норс, который, кстати, имеет светлый цвет кожи, намекал на то, что представители его расы издевались над чернокожими прямо с момента своего появления на юге африканского континента.

В отличие от предыдущих случаев, на сей раз Джастин затронул тему расизма - это не могло не вызвать ажиотажа в такой стране, как ЮАР, где совсем недавно действовал режим апартеида.

Компания SAB немедленно выразила возмущение тем, что Laugh it Off намекает на эксплуатацию негров пивоварами, и потребовала изъятия футболок из продажи. Но тут Норс решил сам довести дело до суда.

Журналистам он объяснил свой поступок так: «У нас в стране свобода слова, и я имею право на то, чтобы указать потребителям моего товара на очевидное: в стране до сих пор существует сегрегация, и бороться с ней- наша общая обязанность».

Вред без вреда

В феврале 2003 года SAB подала жалобу на Laugh it Off в высокий суд Кейптауна (суд первой инстанции) с просьбой запретить продажу неугодных футболок, поскольку рисунки на них наносят вред имиджу компании. Представитель SAB Дэвид Вилльямс заявил в суде: «Взгляните на эти футболки. Изображенное на них можно издалека принять за этикетку Carling, а значит, многие могут начать ассоциировать наши заводы с эксплуатацией чернокожих. Если позволить господину Норсу выпускать подобные товары безнаказанно, он станет наносить вред и другим маркам. Не надо забывать, что наши марки - это основа нашего бизнеса, и мы обязаны их защищать».

Судья внял доводам истцов: производство футболок было запрещено. Вскоре после этого Джастин подал жалобу в апелляционный суд, а когда и тот встал на сторону SAB,- в конституционный суд.

Дело вызвало широкий резонанс, суд разбирался в нем почти год. Наконец в мае 2005 года состоялись слушания. Норс лично защищал свои интересы: «Прошло уже больше двух лет, как мы судимся. Однако я уверен, что представители SAB не смогут привести ни одного примератого, что мои футболки хоть как-то повлияли на уровень продаж пива. Под знаменем защиты своей марки пивовары лишают нас права на критику».

Представители SAB, действительно, так и не сумели доказать, что продажи пива пострадали из-за появления футболок.

В результате суд признал правоту Норса и разрешил ему продолжать продажу изделий с раздражающими пивоваров надписями. «Нет ни малейшего указания на то, что с момента появления футболок до даты начала слушаний объем сбыта или ведущие позиции этой марки пива на рынке пострадали»,- заявил в своем выступлении судья Дикганг Мосенеке.

Комментарий, который Норс дал по поводу этого процесса на ступенях суда, был предельно краток: «Клево!» После произнесения этого слова 27-летний Джастин отправился выдумывать новые пародии на слоганы.

Взбешенные представители SAB были более словоохотливы: «Решение суда дает основания думать, что репутацию торговой марки никто защищать не будет. Другими словами, можно валять ее в грязи, лишь бы продажа не страдала». Тем не менее South African Breweries продолжает двигаться вперед, скупая заводы по всему миру. Процесс против Laugh it Off практически никак не повлиял на репутацию компании. А вот Норсу это дело, наоборот, прибавило очков - его футболки стали еще более популярны.


В ЖУРНАЛЕ

29.12.2006  |  Власть

Москва-2007 ( 28 )

Кто из нас не обещал себе с Нового года стать лучше. Москва тоже живой организм. Она льстит себе и уверена, что «завтра будет...

Далее...


29.12.2006  |  Транспорт

Новогодний извоз ( 0 )

В новогоднюю ночь мы все ждем чуда, и, действительно, даже транспорт начинает ходить по-другому. По особому графику в Новый год ходит...

Далее...


29.12.2006  |  Услуги

Отдых нового года ( 3 )

Новогодние каникулы провести надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые дни. Где можно в праздники хорошо отдохнуть,...

Далее...


29.12.2006  |  Власть

В ожидании чуда ( 23 )

В начале 2006 года московские власти обещали горожанам, что избавят город от пробок, проведут реформу ЖКХ, уберут очереди из детских...

Далее...


29.12.2006  |  Власть

Елка-палка ( 4 )

Перед Рождеством 2003 года берлинцам пришлось пережить несколько неприятных дней: в центре города была установлена огромная уродливая...

Далее...


КОММЕНТАРИИ

1  |  Manj

02.11.2006, 16:18

У меня была такая футболка. Казалось что на ней написано Соса-Cola - фирменным шрифтом, так же, как и на родном логотипе, а на самом деле надпись была сделана по-русски и была несколько неприличной.
:-)))))))))


2  |  Дарья

07.11.2006, 17:31

Помойму это «клевые» майки. Не каждому придет идея в голову как смешно переделать какую- либо фразу. Наверно кто- то просто не имеет чуства юмора раз ему не нарвится такая надпись, это грустно. Потом это замечательный подарок. Я очень редко встречаю дествительно дастойные переделки, породии на чьито фразы, но если встречаю, то стараюсь сразу купить. Очень интересная история, спасибо большое за статью.


3  |  Коровьев

10.11.2006, 00:52

помойму Дорье выступело дастойно, мине нарвится


Для добавления сообщения, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите на сайт.


БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ

18.10.2006

Расплата за обед

Сотрудники крупнейшей в мире розничной сети универмагов Wal-Mart Stores Inc. в декабре 2005 года выиграли...

Подробнее...


12.10.2006

Обман европейского масштаба

Житель итальянского курортного городка Ладисполи обратился в суд с иском о незаконном повышении в местном...

Подробнее...


05.10.2006

Игра в одну руку

Жены двух немцев, болезненно пристрастившихся к игре в казино, не только смогли через суд вернуть проигранные...

Подробнее...

РУБРИКИ

Анкета

Эксперт

Очная ставка

Акция

Расследование

Вердикт

Пропаганда

Явление

Альтернатива

Инструкция

Бойцовский клуб

Личный опыт

Умник недели


ПОЖАЛОВАТЬСЯ

МОСКВА-2007 НОВОГОДНИЙ ИЗВОЗ ОТДЫХ НОВОГО ГОДА В ОЖИДАНИИ ЧУДА ЕЛКА-ПАЛКА ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ


Подписка  |  Реклама  |  О проекте  |  Контакты  |  Поиск


Rambler's Top100

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Мнения оставленные на сайте посетителями, являются исключительно личным мнением посетителей и могут не совпадать с мнением редакции.