24 ЯНВАРЯ 2007   www.ip-online.ru



Подписка на журнал

Реклама  |  О проекте  |  Контакты

Поиск

Правила  |  Регистрация  |  Вход


ИМЕЕШЬ ПРАВО


Миссия: выполнена

Почти год мы исследовали уровень сервиса в различных московских предприятиях. Настало время подвести итоги и наградить самых...




РАССЛЕДОВАНИЕ

22.12.2006  |  Ольга Карпова

Комментарии: 0

«Мы ассоциируем себя с тем, что носим»


О том, чем российский потребитель отличается от европейского и в чем схож с азиатским, корреспонденту «ИП» Ольге Карповой рассказала доктор психологических наук, профессор МГУ, специалист по потребительскому поведению Ольга Мельникова


- Как изменился потребительский портрет гражданина России за последние несколько лет?

- Давайте сразу оговоримся, что российский и московский потребитель не совсем одно и то же. До московского уровня потребления дотягивают только жители отдельных крупных городов, где есть успешно развивающиеся промышленные предприятия и соответствующий уровень зарплат. Если мы говорим о потребительских тенденциях столицы, стоит отметить, что потребитель стал более сознательным. Покупатели в массе своей начали ориентироваться в окружающем изобилии. Если 10 лет назад человек, не сомневаясь, покупал в подземном переходе «французские» духи, то сейчас за качественной парфюмерией и косметикой идут уже в соответствующие магазины. Ситуация с потреблением стала более благоприятная, люди перестали бояться тратить деньги, жизнь стала более стабильной. Кроме того, происходит смена поколений. Еще 10 лет назад в числе активных потребителей было много людей, для которых сам факт покупки чего-либо был большой удачей. Сейчас в жизнь входит новое поколение: процессом покупки их уже не удивишь, им нужен качественный продукт и соответствующий сервис. Результатом такого изменения стала и новая политика компаний. У потребителя уменьшается лояльность к одной марке, поэтому производителям приходится сначала завоевывать покупателя, а потом прикладывать массу усилий, чтобы его удержать.

Мнением потребителя стали интересоваться гораздо больше. В целом у нас все процессы, связанные с изменением потребительского сознания, идут гораздо быстрее, чем в Европе. Мы быстро наверстываем то, чего другие страны достигли за большее количество времени.

- Как в этом свете можно прокомментировать рост потребительских кредитов?

- Тут есть определенная опасность. У нас пока нет навыка просчитывать свои финансовые возможности - это очень сильно зависит от национального характера. Например, в Европе культура потребительского кредитования развивается давно, и людям проще управлять своими долгами. Кроме того, жизнь там более прогнозируемая. В Китае, наоборот, кредиты не в почете, и человек, взявший кредит, скорее исключение: это показывает, что у него проблемы. Дело еще и в том, что количество и размер кредитов, которые человек на себя берет, зависит не в последнюю очередь от психологического склада личности. Большую роль играет благополучный опыт - неважно, свой или друга, родственника. Если человек или кто-то из его ближайшего окружения взял один кредит и успешно с ним рассчитался, другие кредиты ему брать психологически легче.

- Вы уже упомянули о национальных особенностях. Чем еще отличается российский потребитель от европейского, американского?

- Россия и Китай с большим отрывом от европейских стран и Америки лидируют в потреблении товаров премиального сегмента. Дело в том, что у россиян социальная идентичность традиционно ассоциируется с тем, что они носят, на чем ездят,- со стилем потребления. Похожая ситуация была и в советские времена.

Тот, кто изловчился купить фирменные джинсы у спекулянта, тоже выделялся в толпе как более преуспевающий. Одежда была даже более сильным средством самовыражения, чем сейчас. Современные потребительские запросы усложнились. Например, если раньше для занятий спортом было достаточно иметь кеды, то теперь как минимум несколько пар обуви: для ходьбы, для бега, для аэробики, для занятий йогой. Так что количество индикаторов - товаров и услуг, позволяющих причислить себя к определенному слою,- сильно увеличилось.

- Можно ли назвать какие-то индикаторы, после обретения которых человек может считать, что достиг определенной жизненной планки?

- Сейчас нет какого-то одного предмета, покупка которого могла бы считаться знаковой. Все зависит от того, к какой социальной группе человек себя причисляет или хотел бы причислить. Психологи называют это «признаками престижного потребления». Как сказал один наш респондент, «представители среднего класса и рады бы ездить на «Жигулях» и носить старые джинсы, но не могут себе этого позволить». Престижное потребление характеризуют не столько характеристики продукта, сколько его соответствие той социальной группе, к которой потребитель себя относит. Это касается всего: неприлично жить в непрестижном районе, в квартире маленькой площади.

- Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего изменения нашего потребительского сознания?

- Думаю, через какое-то время наступит насыщение, и мы, как и европейцы, начнем обращать больше внимания на качество товара, а не на брэнд.


В ЖУРНАЛЕ

29.12.2006  |  Власть

Москва-2007 ( 28 )

Кто из нас не обещал себе с Нового года стать лучше. Москва тоже живой организм. Она льстит себе и уверена, что «завтра будет...

Далее...


29.12.2006  |  Транспорт

Новогодний извоз ( 0 )

В новогоднюю ночь мы все ждем чуда, и, действительно, даже транспорт начинает ходить по-другому. По особому графику в Новый год ходит...

Далее...


29.12.2006  |  Услуги

Отдых нового года ( 3 )

Новогодние каникулы провести надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые дни. Где можно в праздники хорошо отдохнуть,...

Далее...


29.12.2006  |  Власть

В ожидании чуда ( 23 )

В начале 2006 года московские власти обещали горожанам, что избавят город от пробок, проведут реформу ЖКХ, уберут очереди из детских...

Далее...


29.12.2006  |  Власть

Елка-палка ( 4 )

Перед Рождеством 2003 года берлинцам пришлось пережить несколько неприятных дней: в центре города была установлена огромная уродливая...

Далее...


КОММЕНТАРИИ


Для добавления сообщения, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите на сайт.


РАССЛЕДОВАНИЕ

13.12.2006

Найти Ивана Кузнецова

«Иван Кузнецов» в данном случае не полный синоним безликого среднестатистического россиянина....

Подробнее...


13.12.2006

В сухом остатке

В ноябре в 25 странах Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии и Исландии вступили в силу новые правила...

Подробнее...


13.12.2006

Цена билета в Metro

Среди московских гипермаркетов сеть Metro находится в особом положении. Администрация сети называет свои...

Подробнее...

РУБРИКИ

Анкета

Эксперт

Очная ставка

Акция

Расследование

Вердикт

Пропаганда

Явление

Альтернатива

Инструкция

Бойцовский клуб

Личный опыт

Умник недели


ПОЖАЛОВАТЬСЯ

МОСКВА-2007 НОВОГОДНИЙ ИЗВОЗ ОТДЫХ НОВОГО ГОДА В ОЖИДАНИИ ЧУДА ЕЛКА-ПАЛКА ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ


Подписка  |  Реклама  |  О проекте  |  Контакты  |  Поиск


Rambler's Top100

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Мнения оставленные на сайте посетителями, являются исключительно личным мнением посетителей и могут не совпадать с мнением редакции.