15 НОЯБРЯ 2006   www.ip-online.ru



Подписка на журнал

Реклама  |  О проекте  |  Контакты

Поиск

Правила  |  Регистрация  |  Вход


ИМЕЕШЬ ПРАВО


Аптечный сбор

"ИП" и агентство маркетинговых коммуникаций Nextep продолжают совместную акцию "Таинственный покупатель". В шестом исследовании...




АНКЕТА

27.09.2005  |  Татьяна Морозова

Комментарии: 5

«Россияне готовы терпеть очень многое»


Стоит ли верить социологическим опросам? Кто такой современный россиянин? Чего он боится и на что надеется? На эти вопросы корреспонденту «ИП» Татьяне Морозовой ответил социолог, руководитель Аналитического центра (Левада-центра) Юрий Левада.


- Российские журналисты и политики часто ссылаются на данные, полученные в ходе социологических опросов. Каким опросам можно верить?

- Верить, в принципе, можно любому опросу. Опросили, например, 10 человек, и можно верить, что эти 10 человек думают именно так, как сказали. Другое дело - отражают ли они мнения всех других людей? А это зависит от того, каким образом выбрали и опросили участников исследования.

Для каждого исследования социологи определяют специальные критерии отбора респондентов. Если целью исследования не является выяснение отношения к проблеме каких-то определенных групп (студентов, пенсионеров, представителей малого бизнеса), то, как правило, выборка должна охватывать как можно больше слоев населения. В выборку должно попасть равное число людей разного пола, возраста, социально-экономического статуса, образования, места проживания.

Чем точнее выборка воспроизводит модель общества, тем с большей достоверностью впоследствии можно будет перенести данные опроса на всех в целом. Если эти правила соблюдаются на большом количестве людей (средняя выборка составляет 1600 человек), тогда мы можем сказать: «Да, этот опрос иллюстрирует общественное мнение».

Сейчас в большой моде интерактивные опросы через интернет, радиостанции, телевидение. Это очень наглядно и быстро: за считанные минуты дозваниваются тысячи людей. Но это не общественное мнение. Это только мнение тех людей, которые позвонили. Звонят же в основном те, кому интересна предложенная тема, или слушатели данной радиостанции, зрители данного телеканала.

- Зачем нужны интерактивные опросы, если они не отражают действительности?

- Они проводятся для того, чтобы раздразнить людей, заинтересовать. Но это не исследование, потому что в основном «свои люди» слушают, «свои люди» звонят и отвечают. Это мнение определенной части аудитории станции или канала, но не мнение жителей всей страны или всей Москвы.

Это уловка для привлечения внимания к передачам. Есть внимание - есть реклама. А СМИ живут за счет рекламы.

- Существуют ли исследования того, как с течением времени меняется мировоззрение россиянина?

- Такие исследования есть. Бывают опросы «от случая к случаю», когда в стране происходит какое-то событие и надо проверить отношение граждан к нему. Есть периодические исследования, которые проводятся раз в месяц или в два месяца (рейтинги политических деятелей), раз в год (динамика роста или снижения уровня бедности в России), раз в пять лет (на что расходуется семейный бюджет). Такие долговременные исследования выявляют некоторые изменения в сознании среднего россиянина. Сейчас его можно охарактеризовать так: это человек, который уже научился ориентироваться в современном мире и приспосабливаться к нему, но чувствует растерянность и неуверенность в завтрашнем дне.

Больше всего россиян сегодня беспокоят дальнейший рост цен и обнищание населения. В последнее время люди стали жить немного лучше, их доходы, несмотря на инфляцию, растут. Но у сегодняшнего россиянина нет уверенности в том, что это устойчивая тенденция. Граждане побаиваются кризиса, безработицы и не верят, что можно далеко уехать на «нефтяной бочке». Власть не дает никаких гарантий: сегодня нефть приносит прибыль, а завтра это может закончиться. Ни власть, ни люди не знают, что будет дальше. От нас ничего не зависит: не мы установили нынешние цены на нефть, просто именно так сложился рынок.

В связи с этим наши граждане довольствуются малым и сиюминутным, не загадывая на будущее.

- Действительно ли, согласно социологическим данным, более половины россиян опасаются стать жертвами милиции?

- Да. У нас есть совместная программа с фондом «Общественный вердикт», по которой мы ежемесячно определяем Индекс произвола правоохранительных органов (ИППО). Этот индекс показывает, насколько сильно в массах ощущение незащищенности от несанкционированных действий милиции, прокуратуры и судебных органов. Так вот, сегодня насилия со стороны правоохранителей боится до 80% населения.

- Это довольно странная ситуация.

- Конечно, это очень скверная ситуация,и ее очень трудно изменить. Нужно менять правоохранительную систему сверху донизу. Система должна быть другой и по нравам, и по наполнению. Сейчас правоохранители берут взятки, делают что хотят, не выполняют свои обязанности. Люди это видят, потому что ни с какой другой государственной структурой они не сталкиваются так часто и так близко. Но, даже намеков на то, что кто-то пытается ее изменить или хотя бы ставит такую задачу, не видно.

- В декабре прошлого года Госдума рассматривала законопроект «О противодействии терроризму», который предусматривает значительные ограничения прав граждан. Готовы ли россияне поступиться своими правами ради безопасности?

- Россияне готовы терпеть очень многое. В нашем обществе люди редко чувствуют себя полноценными гражданами - самостоятельными и ответственными. Большинство полагается на милость власти. Люди отказываются от свобод, подчиняются жесткому и порой нелепому контролю без удовольствия, но и без сопротивления. Люди не привыкли ценить собственные права и свободы: они к ним начали привыкать, но готовы в любой момент отказаться, лишь бы было спокойно, тихо, сыто. При этом в обществе велик страх перед террором. Когда происходит очередной взрыв или захват заложников, люди готовы на все.

- Россияне считают, что правительство не говорит правду о трагических событиях на Дубровке, в Беслане, о взрывах двух самолетов.

- Больше половины считают, что правды нам не говорят или недоговаривают. Если бы правда была очень нужна, люди бы добивались ее. А люди не добиваются. И те, кто все-таки пытается добиваться, не чувствуют поддержки со стороны общества.

- Есть ли в России гражданское общество?

- Нет. И долго еще не будет. Какие-то ростки есть - об этом свидетельствует хотя бы то, что об этом можно говорить. Но от ростков до чащи дубовой далеко. Гражданское общество просто так не появляется, его выращивать надо.

- Чья это задача?

- Общая. Снизу доверху и сверху донизу.

- Раньше возглавляемая вами социологическая служба была государственной. А кто сейчас заказывает социологические исследования?

- Да, мы долго работали в качестве государственной службы, сейчас мы совсем не государственная организация. Как меняется отношение населения к определенным проблемам интересно многим. Поэтому, как и раньше, мы выполняем исследования по заказам разных людей, организаций, фирм (отечественных и зарубежных).

Государство у нас практически никогда ничего не заказывало. Если бы реформы проводили разумные люди и организации, они сами бы стремились получить обратную связь от людей. Но им это, видимо, не нужно.

- Как россияне относятся к реформам правительства - монетизации льгот, отмене отсрочек, переходу на стопроцентную оплату ЖК-услуг?

- Плохо относятся. С недоверием. А к реформе ЖКХ - просто с ужасом. Я думаю, что это недовольство граждан подействует на власть, и она найдет способы отказаться от идеи стопроцентной оплаты услуг.

Реформы проводятся очень спешно, непродуманно. На каждом этапе нужно рассчитывать, что и в каком количестве компенсировать, чтобы люди не чувствовали себя ущербно. Иногда люди чересчур волнуются, им нужно все объяснять и успокаивать. Ничего этого не было, просто обрушили новые правила, как снег на голову.

- Публикация результатов социологических исследований может повлиять на общественное мнение?

- На общественное мнение влияет в основном телевидение - это постоянный прожектор, который «подает» ситуацию в определенном свете.

Наши опросы прямого влияния не оказывают, потому что за ними время от времени следят лишь несколько процентов россиян. Вокруг этих исследований нет массового ажиотажа, но он и не нужен. Результаты исследований - информация о структуре и потребностях общества - нужна специалистам, политологам, журналистам и ученым.


В ЖУРНАЛЕ

09.11.2006  |  Медицина

Лекарственный сбор ( 29 )

Каждый россиянин ежегодно тратит на лекарства примерно $60. При этом, согласно опросам ВЦИОМ, 47% россиян явно считают себя умнее врачей...

Далее...


09.11.2006  |  Образование

Садовый инвентарь ( 4 )

В столичных детских садах не хватает мест. Малышей записывают в очередь чуть ли не сразу после выписки из роддома. Одномоментно увеличить...

Далее...


09.11.2006  |  Товары

В телевизионной плоскости ( 1 )

Устойчивый жаргонизм «смотреть ящик», употребляемый в значении «посвятить время просмотру телепередач», постепенно...

Далее...


09.11.2006  |  Товары

Еда в неволе ( 11 )

Выбрасывать продукты никто не любит. Но порой делать это приходится - когда мы открываем холодильник и находим еду в состоянии, уже...

Далее...


09.11.2006  |  Власть

Дело в шлеме ( 10 )

Стажеру лондонской полиции Мохаммеду Аззауи не понравилось, что на его кокарде изображен крест. Через год после подачи жалобы стажера...

Далее...


КОММЕНТАРИИ

1  |  Astreya

27.09.2005, 22:42

Никогда особо не верю соцопросам. Разве только ВЦИОМа...


2  |  Граммопей

29.09.2005, 01:04

Татьяна Морозова, а Вы сами опросам верите?


3  |  Merzavec

29.09.2005, 15:50

Интересно, а проводился ли соц.опрос по вопросу, верят ли россияне соц.опросам?


4  |  Дагон

24.10.2005, 13:23

«Если бы реформы проводили разумные люди и организации, они сами бы стремились получить обратную связь от людей. Но им это, видимо, не нужно. «
«На верху» есть любимая поговорка - пипл схавает! И ведь хавает...


5  |  Дагон

24.10.2005, 13:47

«Если бы реформы проводили разумные люди и организации, они сами бы стремились получить обратную связь от людей. Но им это, видимо, не нужно. «
«На верху» есть любимая поговорка - пипл схавает! И ведь хавает...


Для добавления сообщения, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите на сайт.


АНКЕТА

13.09.2005

"Несложно знать пофамильно всех предпринимателей"

Немногие москвичи знают, что работающая по соседству с их домом булочная, химчистка или видеопрокат на...

Подробнее...


06.09.2005

"Образование нельзя подвергать глобальным изменениям"

Каждый год родители с опасением готовятся к началу учебного года: реформа образования постоянно преподносит...

Подробнее...


30.08.2005

"Свобода - это ответственность"

О предвзятости судебной системы в России, о сложностях адвокатской деятельности и о том, почему россиянам...

Подробнее...

РУБРИКИ

Анкета

Эксперт

Очная ставка

Акция

Расследование

Вердикт

Пропаганда

Явление

Альтернатива

Инструкция

Бойцовский клуб

Личный опыт

Умник недели


ПОЖАЛОВАТЬСЯ






ЛЕКАРСТВЕННЫЙ СБОР САДОВЫЙ ИНВЕНТАРЬ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ПЛОСКОСТИ ЕДА В НЕВОЛЕ ДЕЛО В ШЛЕМЕ "НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ХУЖЕ КИТАЙСКОГО"


Подписка  |  Реклама  |  О проекте  |  Контакты  |  Поиск


Rambler's Top100

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Мнения оставленные на сайте посетителями, являются исключительно личным мнением посетителей и могут не совпадать с мнением редакции.