13 ДЕКАБРЯ 2006   www.ip-online.ru



Подписка на журнал

Реклама  |  О проекте  |  Контакты

Поиск

Правила  |  Регистрация  |  Вход


ИМЕЕШЬ ПРАВО


Технические подробности

Уникальная акция "ИП" и агентства Nextep Promotion "Таинственный покупатель" подходит к концу. Сегодня мы расскажем вам об...




ВЕРДИКТ

02.11.2005  |  Артем Суд

Комментарии: 2

Не оказаться в пролете


«За выдачу дубликата взимается штраф»

«ИП» задал нескольким авиакомпаниям один вопрос: «Вы потерянные билеты восстанавливаете?» - и выяснил, что в большинстве случаев восстановить авиабилет можно. Правда, за деньги.

Елена Шилова, представитель компании «Аэрофлот-Российские авиалинии»:

- В нашей компании существуют правила выдачи дубликата утерянного билета. При наличии необходимой информации в нашей базе данных пассажир платит штраф в размере $50, независимо от класса билета и дальности перелета, и незамедлительно получает дубликат.

Светлана Горбачева, представитель компании «Красноярские авиалинии»:

- В нашей компании приняты специальные правила оформления дубликата авиабилета. Чтобы получить дубликат, необходимо направить в главный офис, находящийся в Красноярске, письмо с подробными сведениями об утраченном билете (дата покупки; номер рейса; время вылета). Ответ придет в течение суток.

Если все подтвердится, дубликат будет выдан. Если вылет запланирован на ближайшие несколько часов, пассажиру придется купить новый билет и уже по прилету проделать вышеописанную процедуру, чтобы вернуть потраченные деньги.

Наталья Комлик, представитель авиакомпании «Домодедовские авиалинии»:

- При рассмотрении вопросов, связанных с утерей авиабилетов, мы руководствуемся ныне действующими «Правилами перевозки пассажиров на воздушных линиях СССР», утвержденными приказом МГА №19 от 16 января 1985 года. Согласно им, «утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и утраченные деньги за билет не возвращаются».

О решении Верховного суда Российской Федерации, признающего вышеназванный пункт «Правил» недействительным, мы не знаем.

Елена Донцова, представитель авиакомпании Air France:

- Если в нашей базе данных есть информация о билете и пассажире, который его приобрел, дубликат выдается незамедлительно, но с соблюдением некоторых условий: когда речь идет о пассажире высшей категории (бизнес-класс), это делается бесплатно. В других случаях взимается дополнительная плата: 50 евро - если перелет в пределах Европы и 100 евро - при трансатлантическом перелете.

Гея Лозовская, представитель авиакомпании American Airlines:

- В нашей компании потерявший билет пассажир без проблем получит дубликат, уплатив штраф от $100 до $150. Размер штрафа зависит от дальности перелета.

У юриста из Владивостока Натальи Пустыревой украли авиабилет. Авиакомпания отказалась его восстанавливать, сославшись на утвержденные еще советским правительством правила перевозки пассажиров, по которым пропавшие билеты «сгорают». Потерпевшую не устроил ответ, и она через Верховный суд добилась, чтобы эти правила признали незаконными.


В октябре 2002 года жительница Владивостока Наталья Пустырева, работавшая помощником депутата в местном парламенте, по приглашению Союза правых сил решила поехать в Москву на партконференцию. Прибыв в аэропорт Домодедово, госпожа Пустырева первым делом купила обратный билет.

Между семинарами госпожа Пустырева изучала достопримечательности Москвы. Посетив площадь трех вокзалов, Наталья стала жертвой вора: сумка была разрезана, все ценное из нее исчезло, в том числе и билет. В отделении аэрокасс, находящемся там же, представитель ОАО «Домодедовские авиалинии» на вопрос госпожи Пустыревой «Что делать?» сокрушенно развел руками: «Ничем помочь не могу, обратитесь в главный офис».

Наталья ринулась в офис гендиректора ОАО «Домодедовские авиалинии». Секретарша приняла заявление с просьбой о выдаче госпоже Пустыревой дубликата утраченного билета, но в свою очередь предупредила, что не стоит на это рассчитывать. После нескольких часов ожидания в приемной Наталья спустилась на первый этаж, где, разговорившись с охранниками, дала выход эмоциям. Проходивший мимо пресс-секретарь авиакомпании Петр Худолей, услышав оживленный разговор, решил вмешаться: «Не думаю, что мы сможем что-то для вас сделать. Согласно существующим правилам, утраченные билеты не восстанавливаются, дубликаты не выдаются. Лучше купите новый билет и возвращайтесь домой». «Но ведь у вас электронная база данных проданных билетов, посмотрите в ней»,- резонно заметила госпожа Пустырева. «База есть, но в нее мы заглядывать не будем»,- сухо ответил господин Худолей. Так и не дождавшись аудиенции у гендиректора «Домодедовских авиалиний», Наталья уехала, купив билет домой за свой счет.

Но сдаваться госпожа Пустырева не собиралась. Будучи профессиональным юристом, она написала исковое заявление о возмещении убытков, причиненных ей ОАО «Домодедовские авиалинии» отказом от исполнения обязательств по перевозке. Сумма требуемого возмещения составила 6550 руб.: ровно столько стоил украденный билет. Иск был направлен в мировой суд города Домодедово. Ответ пришел через год. Руководствуясь пунктом 3.1.1 «Правил перевозки пассажиров на воздушных линиях СССР», утвержденных приказом Министерства гражданской авиации №19 от 16.01.1985 (где указано, что «утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и утраченные за билет деньги не возвращаются»), судья Людмила Шумеева отказала истице в удовлетворении требований. Но помощника депутата это лишь раззадорило.

Сменив тактику борьбы, Наталья Пустырева разделила свои требования на две части. В первую очередь она решила доказать, что вышеупомянутые «Правила» образца 1985 года сегодня являются несостоятельными, и отменить злополучный пункт. В своем заявлении, поданном на этот раз в Верховный суд РФ, госпожа Пустырева подчеркнула, что «Правила» противоречат как Гражданскому кодексу (он говорит, что взятые по договору обязательства надо выполнять), так и Воздушному кодексу (он не предусматривает одностороннего расторжения договора перевозки по инициативе авиакомпании по причине утраты пассажиром билета).

На слушании, состоявшемся 23 августа 2005 года, судья Верховного суда Нина Романенкова, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что исковое заявление Натальи Пустыревой, подлежит удовлетворению. Пункт 3.1.1 «Правил перевозки пассажиров» признан недействующим в части, где речь идет об отказе в восстановлении утерянного билета. Эта победа имеет значение для сотен тысяч российских авиапассажиров. Благодаря усилиям Натальи Пустыревой перевозчики лишатся основания отказывать в оказании услуги людям, потерявшим билет. Это произойдет после того, как решение зафиксирует пленум Верховного суда. Самой же госпоже Пустыревой еще предстоит выполнить второй пункт плана: отсудить деньги за украденный билет, который и стал причиной конфликта.

Мнение юриста

«Пассажиры будут вынуждены обращаться в суды»

Управляющий адвокатским бюро «Кирсанов и партнеры» Алексей Кирсанов:

- Пока Верховным судом РФ по конкретному иску вынесено частное решение о признании недействительным пункта 3.1.1 «Правил перевозки пассажиров». Ссылки на него в судах низшей инстанции станут возможными лишь после того, как данное решение будет зафиксировано в соответствующем постановлении очередного пленума Верховного суда. С этого момента оно обретет силу закона, и ни одна авиакомпания не сможет отказать клиенту в восстановлении потерянного билета.

Но пока этого не произошло, пассажиры, оказавшиеся в подобной ситуации, будут вынуждены обращаться в суды. И решения по таким делам будут приниматься в зависимости от субъективной трактовки законодательства представителями судебно-правовой системы.


В ЖУРНАЛЕ

13.12.2006  |  Товары

Магазин из обоймы ( 0 )

Когда-то все было просто: в магазине «Рыба» продавался минтай, в «Мясо» стояла очередь за говядиной. Сейчас...

Далее...


13.12.2006  |  Товары

Электрический погреб ( 1 )

Даже тот, кто любит поесть, живет с едой в некотором противоречии. При комфортной для человека температуре продукты быстро портятся,...

Далее...


13.12.2006  |  Недвижимость

Апокалипсис сегодня ( 0 )

В сентябре 2006 года французский суд признал свалку, в которой были перемешаны рухнувший самолет, искореженные остовы военной техники...

Далее...


13.12.2006  |  Транспорт

Как сливают пассажиров ( 1 )

Любые правила ни о чем не говорят, пока вы не убедитесь, как они действуют на практике. Перевозка жидкостей в ручной клади в первую...

Далее...


13.12.2006  |  Товары

Цена билета в Metro ( 1 )

Среди московских гипермаркетов сеть Metro находится в особом положении. Администрация сети называет свои магазины оптовыми, а покупателей-...

Далее...


КОММЕНТАРИИ

1  |  chas

19.03.2006, 11:37

В иностранных авиакомпаниях, судя по сообщениям-боковушкам в этой теме, сидят такие же жулики, как и у нас. Авиакомпания не имеет права налагать на своего пассажира какой-либо ШТРАФ в случае восстановления утраченного билета. Максимум, что она может потребовать от пассажира - это возместить затраты на переоформление билета. А это сущие копейки: 15-минутный труд кассира и работа аппаратуры. Уж, никак не тянет на $50-$100.
Не имеет права авиакомпания и удерживать часть уплаченной за услугу суммы при отказе пассажира от полёта. Мотивировка авиакомпании о возникновении какой-либо упущенной выгоды в случае сдачи билета после срока рейса или незадолго до него лишена юридических оснований. Авиакомпания, перевезя пустующее место, НЕ ПОЛУЧИЛА ДОХОДА, что не должно трактоваться как убытки в форме УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ. Упущенная выгода возникла бы в том случае, когда пассажир пролетел зайцем и не заплатил бы за перелёт. То есть, выражаясь юридическим языком, нарушил бы право авиакомпании на получение выручки за предоставленную услугу. А если нет услуги - нет и выручки! Всё по-честному!
За возврат денег несостоявшемуся пассажиру авиакомпания действительно может потребовать некоторую мзду, но только в размере своих фактических затрат на такую процедуру. То есть экономически обоснованную сумму. Не более того! Что, конечно, не тянет на значительную долю от стоимости собственно авиаперелёта.
Всё вышесказанное относится и к другим видам перевозок (автомобильным, железнодорожным, речным, морским и т.п.). Транспортные монополисты в этом смысле занимаются прямым мошенничеством, построенным на злоупотреблении доверием граждан и ставке на юридическую безграмотность граждан. А если бы госпожа Пустырёва не была юристом? Спасибо ей! Создала ещё один прецедент по защите прав потребителей.


2  |  SPF

08.05.2006, 00:24

Как узнать зафиксировали они это или еще нет?


Для добавления сообщения, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите на сайт.


ВЕРДИКТ

26.10.2005

Агентство криминального туризма Агентство криминального туризма

Жительница Калужской области Любовь Федюнина купила в московской турфирме путевку в Испанию. Однако добраться...

Подробнее...


19.10.2005

С папой рай и в шалаше

Прецедентное для отечественного судопроизводства решение вынес недавно Тверской суд Москвы, удовлетворив...

Подробнее...


05.10.2005

Не доходя до кассы

Прошлой зимой московский журналист Сергей Тополь поскользнулся на мокром полу в кафе «МУ-МУ»...

Подробнее...

РУБРИКИ

Анкета

Эксперт

Очная ставка

Акция

Расследование

Вердикт

Пропаганда

Явление

Альтернатива

Инструкция

Бойцовский клуб

Личный опыт

Умник недели


ПОЖАЛОВАТЬСЯ

МАГАЗИН ИЗ ОБОЙМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОГРЕБ АПОКАЛИПСИС СЕГОДНЯ КАК СЛИВАЮТ ПАССАЖИРОВ ЦЕНА БИЛЕТА В METRO "ЦЕНУ СИГАРЕТ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ"


Подписка  |  Реклама  |  О проекте  |  Контакты  |  Поиск


Rambler's Top100

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Мнения оставленные на сайте посетителями, являются исключительно личным мнением посетителей и могут не совпадать с мнением редакции.