24 ЯНВАРЯ 2007   www.ip-online.ru



Подписка на журнал

Реклама  |  О проекте  |  Контакты

Поиск

Правила  |  Регистрация  |  Вход


ИМЕЕШЬ ПРАВО


Миссия: выполнена

Почти год мы исследовали уровень сервиса в различных московских предприятиях. Настало время подвести итоги и наградить самых...




ВЕРДИКТ

23.11.2005  |  Артем Суд

Комментарии: 0

Расплата за проезд


«Пассажир должен иметь право выбирать условия страхования»



По мнению юриста Андрея Горлатова, право гражданина на получение информации об условиях страхования его жизни и здоровья при покупке билета на автобус или поезд должно быть закреплено законом.

- Расскажите подробнее об обязательном страховании жизни и здоровья при покупке билетов на автобус или поезд.

- Указ президента РФ №759 «О государственном обязательном страховании пассажиров» от 07.07.1992 предусматривает обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров. Но делается это в реальности на неведомых для них условиях. Перевозчики не дают пассажирам возможности выбрать страховую компанию, наиболее подходящие условия. Также не объясняется порядок обращения к компании, и уж тем более пассажирам неизвестно, что определенная указом максимальная сумма, которая выплачивается в случае смерти застрахованного,- 12 тыс. руб. Размер выплат в случае получения пассажиром травм страховщик определяет сам, то есть имеет возможность снизить их до минимума.

- Каков же выход?

- Учитывая обязательность страхования, перевозчик должен предоставить пассажиру подробную и исчерпывающую информацию о том, какая компания обязана выплачивать страховую компенсацию в случае, предусмотренном договором о страховке, а также о сумме, на которую пассажир может рассчитывать в случае получения травмы. Если уж мы не можем вовсе отказаться от этой навязанной нам услуги, то, по крайней мере, должны иметь право выбрать условия страхования и, соответственно, перевозчика. Покупка билета, а вместе с ним и страховки, является заключением договора об оказании услуги и гражданин имеет право на полную информацию обо всех аспектах заключаемой сделки.

- Помимо страховщиков вам удалось привлечь к ответственности и транспортную компанию, осуществлявшую перевозку. Какие законы регулируют этот вопрос?

- Привлекая в качестве ответчика ЗАО «Нижнетуринское АТП», мы опирались на статьи 14, 29 и 15 закона «О защите прав потребителей» и статью 1079 Гражданского кодекса (ГК) РФ. В них говорится об ответственности компании-перевозчика за недостаток выполнения предоставляемой по договору услуги. Что же касается второго ответчика, а именно ОАО «Русская страховая транспортная компания», мы ссылались на статью 1072 ГК РФ. В ней речь идет о разделении ответственности между страховой компанией и перевозчиком в условиях заключенного между ними договора.

В 37 тыс. руб. оценил суд Невьянского района Екатеринбурга страдания пассажира рейсового автобуса, который получил тяжелые травмы в результате ДТП, произошедшего по вине водителя. Чтобы получить с транспортной компании компенсацию, пострадавшему пришлось полтора года обивать пороги суда.


Собираясь декабрьским вечером 2003 года в гости к родственникам, житель Екатеринбурга Алексей Капустин вряд ли представлял себе, чем обернется для него этот вояж. Иначе наверняка остался бы дома. Накупив гостинцев и подарков, Алексей занял место №30 в рейсовом автобусе Екатеринбург-Нижняя Тура. Выехали точно по расписанию. Покинув пределы города, водитель прибавил газу. За окнами проносились заснеженные пейзажи уральских предгорий. Неожиданно тишину салона взорвал резкий визг тормозов. Вслед за этим с багажных полок посыпались сумки и рюкзаки. «Икарус» дал крен и, опрокинувшись на бок, сполз в кювет.

Придя в себя после первого потрясения, Алексей почувствовал, что у него сильно болит левое ухо и левая половина груди. Из раны на щеке текла кровь. С помощью других пассажиров ему удалось выбраться из покореженного автобуса. Через несколько минут подъехали кареты «скорой помощи». На одной из них господин Капустин был доставлен в районную больницу. Дежурный врач констатировал ушиб левого уха, перелом двух ребер и левой ноги, а так же рваную рану левой щеки. Наложив швы и гипс, врачи отпустили пострадавшего домой. Месяц Алексей Капустин лечился амбулаторно.

Как только Алексей встал на ноги после аварии, он решил выставить счет виновникам своих страданий, а именно - ЗАО «Нижнетуринское АТП», компании, осуществлявшей пассажирские перевозки. Следствием уже было установлено, что в тот злополучный вечер водитель этого транспортного предприятия, находясь за рулем автобуса №824, не справился с управлением и ДТП произошло по его вине. 23 июля 2004 года Алексей направил руководству транспортного предприятия письменную претензию, в которой предложил возместить понесенный им ущерб. К претензии прилагалось заключение эксперта, где травмы, полученные господином Капустиным, расценивались как «вред здоровью средней тяжести». Шрам, оставшийся на левой щеке, эксперт посчитал «неизгладимым телесным повреждением». Материальный ущерб, включающий расходы на лечение и операцию по коррекции лица, истец оценил в 27 тыс. руб. Моральные страдания - в 20 тыс.

Представители ЗАО «Нижнетуринское АТП» решили поторговаться и предложили господину Капустину 3 тыс. руб. за все. Истец посчитал предложение оскорбительным и обратился в суд. Интересы господина Капустина в суде представлял юрист местной правозащитной организации «Сутяжник» Андрей Горлатов.

В составленном им исковом заявлении указывалась необходимость обязать перевозчиков отвечать перед пассажирами за причиненный им в результате ненадлежащего оказания услуг вред и компенсировать моральные страдания. Исковые требования Андрей Горлатов подкрепил соответствующими статьями ГК РФ и закона «О защите прав потребителей» (см. справку).

В качестве соответчика было привлечено ОАО «Русская страховая транспортная компания», которое обязано было выплатить пострадавшему часть ущерба. Ведь любой перевозчик, продавая клиенту билет, включает в его цену и оплату обязательного страхования. Согласно указу президента РФ №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров», каждый пассажир должен застраховать свою жизнь и здоровье, уплатив соответствующую сумму при покупке билета на автобус или поезд. Иначе билета просто не купить.

Русская страховая транспортная компания не стала открещиваться от своих обязанностей и выразила готовность выплатить истцу 7200 руб. Надо заметить, что максимальная сумма страховой выплаты, на которую может претендовать гражданин, а вернее, его родственники - в случае смерти в результате ДТП,- составляет 12 тыс. руб.

Кроме того, на очередном, восьмом по счету судебном слушании, состоявшемся 29 июля 2005 года (спустя полтора года после аварии), суд вынес решение частично удовлетворить требования истца к ЗАО «Нижетуринское АТП». Транспортников обязали выплатить истцу 18 454 руб. в счет возмещения материального ущерба, 10 тыс. руб. в счет компенсации морального вреда и 1500 руб. на оплату услуг представителя.

Буква закона

ИЗ СТАТЬИ 14 ЗАКОНА «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» СЛЕДУЕТ, что вред, причиненный здоровью потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

СТАТЬЯ 29 того же закона говорит, что потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Согласно статье 15, моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В СТАТЬЕ 1079 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ говорится, что юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе и при использовании транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.

По статье 1072 ГК юридическое лицо, застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.


В ЖУРНАЛЕ

29.12.2006  |  Власть

Москва-2007 ( 28 )

Кто из нас не обещал себе с Нового года стать лучше. Москва тоже живой организм. Она льстит себе и уверена, что «завтра будет...

Далее...


29.12.2006  |  Транспорт

Новогодний извоз ( 1 )

В новогоднюю ночь мы все ждем чуда, и, действительно, даже транспорт начинает ходить по-другому. По особому графику в Новый год ходит...

Далее...


29.12.2006  |  Услуги

Отдых нового года ( 3 )

Новогодние каникулы провести надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые дни. Где можно в праздники хорошо отдохнуть,...

Далее...


29.12.2006  |  Власть

В ожидании чуда ( 23 )

В начале 2006 года московские власти обещали горожанам, что избавят город от пробок, проведут реформу ЖКХ, уберут очереди из детских...

Далее...


29.12.2006  |  Власть

Елка-палка ( 5 )

Перед Рождеством 2003 года берлинцам пришлось пережить несколько неприятных дней: в центре города была установлена огромная уродливая...

Далее...


КОММЕНТАРИИ


Для добавления сообщения, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте. Если вы уже зарегистрированы, то просто войдите на сайт.


ВЕРДИКТ

09.11.2005

Герой без героина

35 тыс. руб. отсудил у российской казны гражданин Узбекистана, которого полтора года разыскивали в России...

Подробнее...


02.11.2005

Не оказаться в пролете

У юриста из Владивостока Натальи Пустыревой украли авиабилет. Авиакомпания отказалась его восстанавливать,...

Подробнее...


26.10.2005

Агентство криминального туризма Агентство криминального туризма

Жительница Калужской области Любовь Федюнина купила в московской турфирме путевку в Испанию. Однако добраться...

Подробнее...

РУБРИКИ

Анкета

Эксперт

Очная ставка

Акция

Расследование

Вердикт

Пропаганда

Явление

Альтернатива

Инструкция

Бойцовский клуб

Личный опыт

Умник недели


ПОЖАЛОВАТЬСЯ






МОСКВА-2007 НОВОГОДНИЙ ИЗВОЗ ОТДЫХ НОВОГО ГОДА В ОЖИДАНИИ ЧУДА ЕЛКА-ПАЛКА ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ


Подписка  |  Реклама  |  О проекте  |  Контакты  |  Поиск


Rambler's Top100

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную посетителями сайта. Мнения оставленные на сайте посетителями, являются исключительно личным мнением посетителей и могут не совпадать с мнением редакции.